Всероссийская перепись библиотечных блогов

BannerFans.com

четверг, 30 января 2014 г.

Книги-юбиляры 2014: "Крошка Цахес"

 
195 лет
Гофман  Э.Т. А.
«Крошка Цахес по прозванию Циннобер»
 

 
 На  литературную стезю  Эрнст  Теодор Амадей Гофман (1776-1822) вступил поздно:  тридцатитрехлетним,  если  отсчет  вести  с  журнальной  публикации новеллы "Кавалер Глюк" в 1809 году;  тридцативосьмилетним, если иметь в виду
первую крупную публикацию,  принесшую ему известность,  -  сборник рассказов "Фантазии в манере Калло", три первых тома которого вышли в 1814 году.
Современники   встретили   нового    писателя   с    растерянностью   и настороженностью. Его фантазии сразу были опознаны как романтические, в духе еще  популярного тогда  настроения,  но  что  значила  такая  припоздалость?
Романтизм  ассоциировался прежде  всего  с  поколением  молодых,  зараженных французский революционным вирусом,  тех,  кто  иронизировал над  "резонером" Шиллером и рвался,  подобно Клейсту,  "сдернуть венок с чела Гете". Германия успела привыкнуть к  тому,  что  ее  гениальные романтические поэты начинали спозаранку, вспыхивали фейерверками и метеорами, иные и угасали совсем рано,
как Новалис и  Вакенродер,  -  ослепив и  отпылав,  превращались в  легенды; молодости приписывались и на молодость списывались многие их странности.
 
Гофмана охотно читали,  а  после  выхода в  свет  его  повести "Крошка  Цахес,  по  прозванию  Циннобер" (1819)  писатель-романтик  Шамиссо назвал его "нашим бесспорно первым юмористом".
Но на протяжении всего XIX века Германия все-таки держала его во втором разряде:  в "высокую" традицию он не укладывался.  Прежде всего, юмор у этой традиции был  не  особо  в  чести  -  он  допускался туда  по  возможности в приличествующих метафизических одеяниях: хотя бы тяжеловесно-витиеватый юмор Жан-Поля или теоретически расчисленный юмор ранних романтиков (столь солидно и  всесторонне философски обоснованный,  что про смех при нем уже забываешь, дай бог понять глубины).  У  Гофмана же  сначала смеешься,  а  насчет глубин спохватываешься потом - и, как увидим, они обнаруживаются.
 
В  "Крошке  Цахесе"  тоже  смешна  история мерзкого уродца,  с  помощью полученных от феи волшебных чар околдовавшего целое государство и ставшего в нем  первым министром,  -  но  идея,  легшая в  ее  основу,  скорее страшна: ничтожество захватывает власть путем присвоения (отчуждения!) заслуг, ему не принадлежащих,   а   ослепленное,   оглупленное  общество,   утратившее  все ценностные критерии,  уже не  просто принимает "сосульку,  тряпку за важного
человека",  но еще и  в каком-то извращенном самоизбиении из недоумка творит кумира.
     Гофмановский паноптикум при ближайшем рассмотрении - больной социальный организм;   увеличительное  стекло  сатиры  и  гротеска  высвечивает  в  нем пораженные  места,  и  то,  что  в  первый  момент  казалось  ошеломительным уродством и  вызовом  здравому  смыслу,  в  следующий момент  осознается как неумолимость закона.
     Ирония и  сатира Гофмана в  таких пассажах,  конечно,  убийственны,  но странное дело:  в  них  в  то  же  время нет  ни  малейшей ноты  брезгливого презрения,  нет злорадства -  зато постоянно слышима и ощутима та боль,  что прозвучала  позже  в   знаменитом  гоголевском  восклицании:   "И  до  такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!"
     Более того:  Гофман действительно не  рад  этому своему дару видеть все будто  сквозь  увеличительное стекло,  и  он  оставил этому 
недвусмысленное свидетельство.
 

Источник: http://www.lib.ru/GOFMAN/etagof.txt

Комментариев нет:

Отправить комментарий